Из интервью Елены Вайцеховской у Ирины Вятчаниной "Спорт-Экспресс" 15.02.2015
– А что, с вашей точки зрения, вообще происходит в мировом брассе?
– Перспективу развития этого вида плавания, как такового, я вижу в становлении и развитии новой техники. Как раз той, носителем которой всегда была Ефимова.
– Расшифруете?
– Под новой техникой я подразумеваю цикличный брасс, который не имеет пассивной фазы скольжения. Если вы понаблюдаете за брассистами прошлого, то увидите, что всегда в той или иной степени имел место разрыв цикличности: сначала шел гребок, затем скольжение. Мы же с Юлькой поставили так называемый "дельфинный" брасс, который давал возможность свести к минимуму потерю скорости, неизбежно происходящую у брассистов в начале каждого цикла.
– Выражаясь более простым языком, вы создали для ученицы стиль, в котором тело продолжает активно продвигаться вперед даже тогда, когда гребок руками не производится?
– Именно. А работа корпуса, которая в свою очередь идет от работы ног, обеспечивает гораздо более активный вход в фазу гребка и скольжения.
– Каким образом вы в свое время пришли к этому?
– Я бы сказала, что к этому мы пришли вместе с Юлей. Техника ведь всегда очень сильно завязана на телосложении, антропометрических данных. Плюс Юля в свое время серьезно занималась акробатикой. Лично моим эталоном всегда был брасс венгерки Агнеш Ковач (семикратная чемпионка Европы, двукратная чемпионка мира, победительница Олимпийских игр в Сиднее. – Прим. "СЭ"). Ее техника и натолкнула меня на размышления.
К тому же нет худа без добра: когда Ефимова только начинала у меня плавать, у нее сильно болели колени. И работу ног мы заменяли – плавали не брассом, а баттерфляем. В том числе и в ластах. Оттуда и пошло Юлькино умение поддельфинивать в конце гребка. Сейчас точно так же я тренирую Викторию, и вижу, что она понимает задачу, понимает чего я от нее хочу, а главное, способна это выполнять. Дело в том, что в идеальном брассе работа ног заканчивается дельфинным "хлыстиком". Именно это дает корпусу волнообразное движение, причем оно возникает как следствие, а не делается специально. В этом и кроется основной технический секрет.
|